О тантре

ТАНТРА (санскр. tanoti — расширять + trayati — освобождать) (тантризм, тантрийская (тантрическая) йога), направление в буддизме и индуизме. Возникло в первые века н. э., имеет тексты-тантры. Восприняло методы йоги и разработало систему эзотерической практики. В основе религиозно-философской концепции — идея человека-микрокосма и представление о некоем половом (женском — шакти или мужском) энергетическом начале. Помимо Индии, где приверженцами тантризма являются представители неарийских племён, получило распространение в Японии, Непале, Китае, особенно в Тибете. Выделяют также египетскую тантру.

 

Слово «тантра» имеет много значений, и возможно его истинное значение потеряно в древности. Некоторые исследователи утверждают, что это слово происходит от санскритского слова обозначающего ткань или гобелен, символизируя что-то, что вплетено в нашу жизнь. Другие утверждают что оно произошло от двух санскритских слов — «таноти» и «трайати». Таноти означает расширение сознания, трайати означает освобождение. Таким образом, можно сказать, что Тантра освобождает сознания посредством его расширения, расширяет и освобождает сознание делая его тканью существования. Под тантрой также понимают индийское слово для обозначения йоги и объединение с Богом через сексуальные упражнения. Также слово «тантра» переводят как «активность» или «действие», имея в виду активность или действие сознания. Являясь наивысшим из возможных синтезом между любовью и медитацией, Тантра еще является связью между третим измерением и другими планами существования за пределами материального плана. Также как и религиозная философия и мистика, тантра охватывает глубокое духовное понимание жизни и древнее искусство жизни в гармонии с реальностью. Она используется как практическое средство интенсивного духовного развития, полной реализации человеком его Божественной природы, для достижения состояния космического сознания и соединения с божественным.

 

Много тысяч лет назад, среди изумительных по своей красоте тропических долин, окружённых вечными снегами великих Гималаев и наполненных благоуханием цветов и пением птиц, на берегах чистейших горных рек, Парвати спрашивала своего возлюбленного Шиву: «О Шива! В чём заключается твоя подлинная сущность? Что есть эта наполненная чудесами Вселенная? Что составляет начало всего? Что есть центр колеса Вселенной? Что есть та бесформенная жизнь, которая пронизывает все формы? Как можем мы войти в неё полностью, вне пространства и времени, вне имен и описаний? Избавь меня от сомнений!» Шива отвечал на вопросы дочери паря Гималаев, и их диалоги легли впоследствии в основу текстов тантры. Тантра не отвечает на вопрос «что есть истина?», она отвечает на вопрос «как можно постичь истину?» Тантра — это энергия, возникающая в сознании между появлением вопроса и нахождением ответа на него.

 

Словом «тантра» также называют священные тантрийские тексты, например Виджняна Бхайрава Тантра, Саммохана Тантра, Тантрараджа Тантра, Куларнава Тантра, Маханирвана Тантра и др. Некоторые тантрийские тексты не имеют слова «тантра» в своём названии, например Шива Сутра, Ананда Лахари, Тирумандирам и др.

 

Как и любая религиозная система, индуистская тантра включает в себя сложные религиозно-философские представления о мире и человеке, а также комплекс различных религиозных ритуалов. Однако значительная часть методов, используемых в тантре, выходит далеко за рамки обычных представлений о религиозных обрядах. Тексты тантры называются садхана шастра, т.е. священные тексты, ориентированные на практику. Многие практики тантры являются сложными упражнениями, направленными на полное изменение всего человека, включая его тело, энергию и сознание. В связи с этим тантру иногда называют тантрийской йогой; интересно, что почти вся индуистская йога является ответвлением тантры. Явленная природа служит тантристу не препятствием, а подспорьем. Тантра соединяет человека, мир и космос. Она пытается достичь предельной реальности с помощью человеческого тела (кундалини-йога), обрядов и ритуалов, визуальных средств — янтр и мандал, а также повторения изначальных слогов (мантра). Все эти методы направлены на просветление и постижение вселенского единства.

 

Характерной чертой тантрийских практик является использование сексуальной энергии для её преобразования в энергию духовную. Это поэтическая наука сверхсексуальности, корни которой теряются в тысячелетиях не только в Индии и Тибете, но также на дальнем востоке, Полинезии и туземных культурах во всех частях мира, включая культуру американских индейцев. Бхукти (санскр. «чувственность») — в тантре это секс, ведущий к освобождению и спасению. Ещё одна особенность тантры в том, что она использует абсолютно все доступные средства и качества человека для его духовного прогресса. Удивительно, но даже пороки и недостатки становятся мощным средством освобождения! Для тантриста не остаётся ни одной стороны жизни, которая не могла бы быть преобразованной и не была бы преобразована в духовную практику.

 

Центральное понятие тантризма — Реальность, понимаемая как единое, неделимое целое. Она называется шива-шакти-Космическое Сознание. Шива нераздельно связан со своей творческой силой — Шакти. Каждый человек в состоянии постичь это и отождествить себя с Космическим Сознанием. Этого нельзя добиться методами отрицания или эскапизма. Для этого необходимо достичь симбиоза индивидуального и трансцендентного. Всякое проявление основано на фундаментальном дуализме двух начал: мужского Пуруши (Космическое Сознание) и женской Пракрити (Космическая Сила Природы). Пуруша и Пракрити — космические аналоги земных феноменов «мужского» и «женского». Они по сути являются двумя сторонами одного и того же принципа. Тантра стремится к единству двух противоположностей. В момент слияния с абсолютом человека охватывает неописуемая радость — ананда. Буддийская тантрическая концепция несколько отличается от индусской. Буддисты полагают, что мужское начало является кинетическим (упайя), а женское — статическим (праджня). Однако и они ставят во главу угла слияние обоих начал.

 

Говорят, что тантра «заново открыла тайну женщины». Дело в том, что женское начало считается в тантризме активным. Каждая женщина рассматривается как воплощение этого начала и космической энергии, символизирующей самую суть реальности. Женское начало приравнивается к мужскому и в то же время превосходит его. Шакти создает и разрушает, она чувственна и возвышенна, добра и страшна. Это перводвигатель и «матка Вселенной». Тантристы отождествляют Шакти с Абсолютом, или Единым. Ее аналогом на уровне микрокосма служит кундалини. Космическая сила притягивает мужчину и женщину друг к другу. И каждое соединение противоположностей венчается блаженной радостью. Таким образом, Пракрити, или Природа, состоящая из трех сил, или гун, находится в состоянии совершенного равновесия. Тантристы стремятся к единству и равновесию на макро- и микрокосмическом уровне. Человеческое тело для них — инструмент, с помощью которого можно пробудить дремлющую психическую энергию — кундалини-шакти и соединить ее с Космическим Сознанием — Шивой. Когда энергия кундалини выходит на высший, духовный уровень, человек преодолевает собственную ограниченность. С точки зрения современной науки, «пробуждение кундалини» символизирует активацию еще незадействованных клеток головного мозга. Существует множество способов пробуждения кундалини, например, пранаяма. Контроль за дыханием помогает достичь контроля за разумом. Прямой результат этого — обретение сверхъестественных способностей сиддхи.

 

Считается, что веды и тантрийские тексты возникли из одного общего источника: в Тирумандираме сказано, что веды и агамы (тантрийские тексты) различаются лишь в придании особого значения определённым практикам. Небольшое количество тантрийских текстов периода древней письменности объясняется вовсе не тем, что тантра тогда еще не существовала. Во первых, в тантре знания всегда тщательно охранялись от непосвящённых во избежание их неверного применения. До определённого времени передача знаний осуществлялась только в индивидуальной устной форме от учителя к ученику. И только в более позднее время их стали записывать. Во вторых, в тантре есть уникальное представление о том, что существует непрерывный процесс замены устаревающих текстов новыми. При этом актуальная сущность текстов будет сохраняться, но форма изложения и язык будут соответствовать новым времени, месту и обстоятельствам.

 

Причина этого в том, что тантра не является догматической и неизменной формальной системой. Тантра — это живая и непрерывно обновляющаяся система, постоянно совершенствующая свои методы. Поэтому возникновение тантры не связывают с именем одного человека, её формировали многие выдающиеся мастера. Тантристы не отрицают и не опровергают ни одного из ортодоксальных учений (даже Христа они иногда называют одним из тантрических учителей). Они лишь утверждают, что их учение предназначено для более высоких степеней посвящения, на которых практикуются тайные духовные дисциплины, а внешнее соблюдение ритуала и заповедей отчасти утрачивает свое значение. Поэтому тантра проповедует антиаскетический, антиспекулятивный и свободный взгляд на жизнь. Пожалуй, первым среди известных (хронологически и по значимости) мастеров тантры считается Шива, олицетворением которого является лингам (фаллос).

 

Тантра обращается с сексуальной энергией скорее, как с любящим другом, чем с чем-то что должно быть подавлено или о чем можно говорить только шепотом и по-секрету. Она не отрицает секс и не считает секс помехой на пути к просветлению или Божественной Милости. Наоборот Тантра — это духовный путь, который говорит, что секс священен, это не грех, он не против Бога, не важно в браке вы или нет. Тантристы скорее боголюбящи, чем богобоязнены. Существует прекраснейшее слово в санскрите — Кама, обозначающее секс, что значит секс и любовь вместе, неразделенно и неделимо. В Тантре секс это всегда любовь. Почти каждый знаком с классическим произведением 7-го века под названием Камасутра, тантрическим трактатом о занятии любовью. Кама это также имя индуисткого бога любви. Любовь, это то, на что тантра вдохновляет — тотальная безусловная любовь, включающая ум, дух и тело. Тантра не предлагает вам контролировать сексуальные потребности чтобы достичь Бога, она скорее говорит обратное. Она поддерживает развитие этой жизненной энергии, чтобы достичь единства с божественным. Сущность Тантры — полное проживание бытия, скорее слияние, чем избегание чего-то. Она является предельной йогой, что на санскрите означает единение. В тантре оргазм — это соединение со всей вселенной. Вы становитесь частью первичной энергии всего-всего существующего. В кама-сутре генитальный контакт — всего лишь один из множесва видов взаимодействия.

 

Тантристы учатся любить все, проходя за свои барьеры к чистому наслаждению. Секс становиться таинственным и священным, когда вы вовлекаетесь в него своим сердцем и телом, нежели умом. Для тантристов является полезным отбросить свой ум, когда они занимаются тантрической любовью. Когда энергия приходит из пространства, находящегося глубоко внутри вас, она связывает вас с Богом и движет вас в царство духа.

 

По сути тело является одной из форм невидимой энергии и это может быть осознано, если вы освободите свою сексуальную энергию. Это путь тантры. Он утверждает, что жизненная энергия внутри вас тотальна и те, кто движется по этому пути, обнаруживают свою целостность и самодостаточность, с позитивным взглядом на все происходящее. Тантра меняет наши взгляды на человеческие отношения. Тантристы менее зависимы, ревнивы и невротичны. Они стремяться быть веселыми, гармоничными и наполненными энергией. На пути Тантры вы еще открываете, что отношения, которые вы ищете вовне, уже существуют внутри вас. Вам просто нужно учиться и культивировать тантрическое видение, духовный наполненный наслаждением подход к сексу, любви и жизни в целом.

Нет комментариев
Добавить комментарий