Карма

 

КАРМА (санскр. «действие»), закон действия и противодействия, причины и следствия, поступка и воздаяния.

 

Карма формирует реальность. События, которые мы переживаем в настоящий момент, являются результатом наших прошлых поступков, в этой или в предыдущей жизни. А то, что мы совершаем в данную минуту, отражается на нашем будущем.

 

Кармические силы пронизывают весь мир. Карма определяет всю жизнь дживы-бессмертной души человека. Согласно воззрениям индийской мистической философии, человеческая душа не умирает вместе с телом и не отправляется в «мир иной», но, связанная путами кармы, обречена снова и снова воплощаться в мирах сансары, одушевляя тела вновь рожденных существ. И если какие-либо наши поступки не возымели последствий в этой жизни, то они обязательно будут вознаграждены или наказаны в следующей — таков закон Кармы.

 

Карма входит в тело вместе с праной через верхние и нижние врата. Для того чтобы вернуться к изначальной Первопричине (пapa-брахме), необходимо «выжечь» всю свою карму. Тантристы утверждают, что от кармы можно избавиться с помощью «внутреннего огня», медитации и глубокого душевного покоя. Тем не менее, если адепт научится «динамично жить в настоящем», ему также удастся преодолеть последствия кармы. «Карма ведет. Карма движет. Карма берет. Карма следует; Карма связывает, Карма освобождает, Карма дает, Карма никогда на стоит на месте. Мудрый йог наблюдает за Кармой и изучает ее законы; затем, благодаря духовным упражнениям, он отступает от Кармы». («Варахи-тантра»)

 

«Брихадаранъяка-упанишада» отмечает: «Мужчина, который совершает половой акт, принимая во внимание закон Кармы, переносит на себя хорошую Карму своей партнерши; мужчина, который вступает в половую связь, не зная о Карме, рискует лишиться своей хорошей Кармы». Таким образом, во время полового акта происходит обмен кармами между партнерами.

 

Тибетцы рассказывают историю о великом учителе Гандапе и Дариме. Однажды Гандапа отказался дать посвящение царю, и тот обиделся на него. Государь решил выставить йога на посмешище. Зная, что Гандапа придерживается безбрачия, он послал к нему проститутку Дариму с угощением. Дарима была замечательна во всех отношениях. Когда йог покончил с едой, он пришел в некоторое замешательство, увидев рядом с собой прекрасную девушку. Дарима сказала, что собирается дождь и если учитель не возражает, она переждет непогоду у него под крышей. Затем женщина сослалась на темноту и попросила, чтобы Гандапа разрешил ей переночевать в его хижине. Йог дал своей гостье одеяла и подушку и велел спать на улице. Ночью Дарима стала кричать, делая вид, что на нее напали демоны. Тогда Гандапа позволил ей лечь рядом с собой. Хижина была невелика, тела их в конце концов сблизились и слились в любовном экстазе. Гандапа и Дарима вместе прошли весь путь Освобождения. Дариме даже удалось сжечь свою собственную негативную карму. Царь явился к великому учителю, чтобы изобличить его в лицемерии, но стал свидетелем произошедшего чуда и преобразился сам. Такова чудодейственная сила «обмена кармами».

 

Еще одна ситуация, при которой происходит обмен карм, упоминается в «Шива-пуране»: «Если человек ложно обвинен, на него переходит добрая Карма обвинителя, а обвинитель получает дурную Карму обвиненного. К гостю нужно всегда относиться с уважением, иначе тот отберет у хозяина его добрую Карму, а оставит дурную».

 

Некоторые тантристы утверждают, что при супружеской измене и сексуальном «вампиризме» человек не может приобрести ничего, кроме дурной кармы. Садо-мазохистские и гомосексуальные наклонности также считаются следствиями дурной кармы, порождающими еще более дурную карму.

 

Реинкарнация (перерождение, перевоплощение)

Согласно учениям индуизма, буддизма и джайнизма, никто из нас не умирает навсегда. Через некоторое время наши души рождаются на свет в новом теле и претерпевают новые страдания, затем снова умирают и снова возраждаются к жизни — до тех пор, пока мы не достигнем просветления и не разорвем бесконечную цепь рождений и смертей. Непросветленная душа не помнит своих прошлых воплощений и неспособна даже выбрать себе подходящее тело: все решает карма, накопленная ею в течение предыдущих жизней. Однако, согласно теории, особенно распространенной среди приверженцев ваджраяны, многие просветленные души, способные покинуть этот мир раз и навсегда, сознательно воплощаются в нем снова и снова, чтобы добиться просветления для всех страдающих существ. Такая душа превосходно ориентируется в состоянии посмертных бардо и может выбрать для себя время, место рождения и родителей. Такие осознанные перерождения, в отличие от неосознанных и кармически обусловленных перевоплощений непросветленной души, — удел боддхисаттв и знаменитых учителей буддизма, многие из которых считаются воплощениями будд и боддхисаттв. Самые известные из них — далай-ламы школы гелуг-па, а также семнадцать кармап и одиннадцать трунгпа-тулку школы кагьюд-па. Духовное наследование традиции осуществляется в этих школах исключительно посредством реинкарнации наставников; и, надо отметить, что традиция сохраняется при этом просто превосходно.

 

Сансара (санскр., «блуждание»)

Круговорот материального бытия, в который вовлечены все живые существа. В сансаре не существует смерти: умирая, каждое существо через некоторое время рождается вновь на одном из шести уровней бытия (среди богов, небожителей (асуров), людей, животных, блуждающих демонов (прет) или обитателей ада). Уровень, на котором произойдет следующее рождение, будет выбран в зависимости от поступков, совершенных в предыдущей жизни. На всех уровнях сансары жизнь в той или иной степени связана со страданиями, и чем ниже уровень, тем больше страданий претерпевают его обитатели. Бытие в сансаре представляет собой пелену иллюзии, которая скрывает от нас подлинную Высшую Реальность. Все тантрические учения направлены на преодоление сансары и проникновение в Реальность. Но если для индусских тантристов Реальностью является сущность того или иного божества (чаще всего Шивы и Шакти), то сторонники ваджраяны считают единственной реальностью Великую Пустоту и Абсолютное Небытие (нирвану). В отличие от традиционных индусских и буддийских школ, тантры проповедуют свой «прямой» или «короткий путь», позволяющий преодолеть иллюзию сансары и достигнуть Реальности уже в этой жизни, освободившись от бремени кармы и выйдя за пределы понятий о добродетели и грехе.

Нет комментариев
Добавить комментарий