Ама - токсичная основа заболеваний

 

Ама или токсины и нечистоты, питающие болезни
 

Как именно Доши влияют на тело и ум, выражено в следующем стихе Чараки:

«Равновесие и возбуждение Дош всякий раз обусловлено силой или слабостью пищеварительного огня.

Поэтому нужно защищать пищеварительный огонь и препятствовать всякому действию,

которое его ослабляет».



Все болезни обусловлены Агнимандьей — слабостью пищеварительного огня (с тем единственным исключением, когда этот огонь чересчур силён).

Праджняпарада — это не что иное, как слабость ментального пищеварения (недостаточность Теджаса), которое различными путями передаётся телу.

Агнимандья порождает Аму (сырое, нездоровое, незрелое).

Ама общее название для пищи, которая поступает в организм, не будучи должным образом переварена. Такой частично переваренный материал непригоден для организма и превращается в мусор, провоцирующий имунную реакцию.

Застойные скопления Амы в организме плодят болезни точно также, как зарастающий пруд плодит комаров.

Ама, однако, гораздо опасней, чем просто застойная вода, потому что на ее производство идут питательные вещества, предназначенные для выработки здоровой Расы.



В Аюрведе чистота — это чистота телесных соков.



Хотя липкая, зловонная Ама не может питать ткани и портит чистоту Расы, она все же сохраняет свои питательные способности в извращенном виде и создает питательную среду для всевозможных паразитов. Ама — это сок, питающий болезнь, точно так же как раса — это сок, питающий здоровые ткани. Ментальная Ама возникает тогда, когда ум становится неспособным упорядочить противоречивые восприятия, мысли, эмоции, намерения и оставляет ментальную пищу непереваренной, порождая тем самым Праджняпараду (Преступление против Мудрости). Телесная и ментальная Амы усиливают одна другую: эгоистические стремления отравляют тело, которое, в свою очередь, расстраивает сознание.

Основополагающая причина для всех видов Амы -

это желания, «переварить» которые человек не в состоянии.



Понятие Амы не ограничивается одной Аюрведой. В древнем Египте за 1500 лет до н. э. целители были убеждены, что большинство болезней происходит от «плохого ветра» (вата) или же от ядовитых телесных отходов, называемых по-древнеегипетски «ухеду», которые возникают из-за переедания, пьянства, злых духов или от душевных волнений. Ближе к нашему времени, кишечная токсемия— состояние, при котором внутренняя среда кишечника, особенно толстого, преображается таким образом, что начинает вырабатывать токсины в процессе пищеварения — была очень популярным диагнозом на Западе перед Второй мировой войной. Многие ведущие врачи публиковали на эту тему статьи в самых солидных научных журналах. Наличие кишечной токсемии считалось доказанным в случаях при астме, аллергии, артрите, аритмии, заболеваниях уха-горла-носа, токсикозе при беременности, глазных и кожных расстройствах, грудных заболеваниях, седалищных болях и ишиасе, раке, душевных расстройствах, в том числе шизофрении и старческом слабоумии.

Ама — это непосредственная причина большинства человеческих недугов и недомоганий.

Встреча с болезнетворными микробами оборачивается болезнью только у тех, чьи внутренние условия подходят для колонизации.

Луи Пастер и Клод Бернар долгие годы вели спор о том, что первичней в развитии болезни: попадание внешней инфекции или созревание внутренних условий. И только перед самой смертью Пастер наконец признал правоту Бернара, что milieu interieur {внутренняя среда) более важна в патогенезе, чем занесение внешних агентов.

Микробы, однако, никогда не играли особой роли в аюрведической патологии, поскольку принцип юкти лишает смысла всякую попытку однозначно yвязaть пpичины и cлeдcтвия.

Аналогично, если жизнеспособное семя (бактерия, вирус, болезнетворная эмоция или эгоистическая мысль) засевается в соответствующий сезон в поле тела или ума, которое достаточно пропитано Амой, то в итоге рождается болезнь.



Чарака -

«Мудрый стремится постоянно избегать в питании всего, чего только можно избегнуть, чтобы не вызвать в себе болезнь, не обвиняет никого в своих несчастьях и не сокрушается, если оказывается жертвой тех вредоносных факторов, избегнуть которые не под силу ни одному человеку».

Нет комментариев
Добавить комментарий